Проект для МГСУ

Создание комплексной информационно-образовательной инфраструктуры и внедрение систем управления и электронного документооборота

Сотрудничество компании АйТи и МГСУ развивается сразу в нескольких направлениях: АйТи выполняет проект по информатизации вуза, а с января 2008 года реализуются совместные про­граммы по подготовке кадров и разработкам в области управления инженерными системами зданий, сооружений и комплексов.

Московский государственный строительный университет — ведущий вуз строительного профиля России, современный научно-исследовательский и образова­тельный центр, внедряющий инновационные технологии обучения и управления. В настоящее время в составе МГСУ действуют 5 институтов, 17 факультетов, 66 кафедр, осуществляющих подготовку специалистов по широкому спектру специ­альностей и специализаций, работают 33 специализированные научные лабора­тории, более 100 инновационных структур, выполняющих научно-внедренческие разработки в области проектирования и возведения безопасных и комфортных объектов.

МГСУ вошел в число вузов-победителей конкурса на участие в приоритетном на­циональном проекте «Образование». Основные цели национального проекта - ус­коренная модернизация вузов, внедрение инновационных образовательных про­грамм, интеграция образования и науки на базе современных информационных технологий.

Разработанная в рамках национального проекта «Образование» инновацион­ная образовательная программа МГСУ предусматривает полную модернизацию ИТ-инфраструктуры вуза в течение 2007-2008 годов. В октябре 2007 года компания АйТи выиграла конкурс на первый этап создания комплексной информационно-об­разовательной инфраструктуры для МГСУ и приступила к реализации проекта.

Задачи:

  • Создание комплексной информаци­онно-образовательной инфраструк­туры вуза
  • Повышение качества и эффектив­ности образовательных услуг
  • Создание единого информационно­го пространства вуза для повыше­ния эффективности взаимодейст­вия сотрудников


Решение:

  • Строительство кабельной и сетевой инфраструктуры вуза
  • Создание единого информаци­онного портала и комплексная модернизация научно-технической библиотеки на базе решения АйТи-Университет
  • Внедрение систем электронного документооборота и автоматизации процессов управления

У компании АйТи разработано комплексное решение для вузов, состоящее из программно­го обеспечения — модульной информационной системы АйТи-Университет и ИТ-инфра­структуры вуза. Именно его и было решено использовать для МГСУ.
Реализация проекта началась со строительства кабельной и сетевой инфраструктуры вуза, которая состоит из структурированной кабельной системы (АйТи-СКС) и ЛВС на основе оборудования Cisco Systems.
Специалисты АйТи построили кабельную систему в административном корпусе МГСУ и здании библиотеки и соединили здания с помощью волоконно-оптических магистралей. Модернизированная кабельная система вуза объединила основные информационные ре­сурсы университета, учебных, лабораторных и административных помещений.
СКС разрабатывалась специалистами АйТи с учетом дальнейшего развития и модерниза­ции. При строительстве системы был создан запас для потенциального расширения как функциональных возможностей, так и количественных характеристик СКС.
Современная инфраструктура дает возможность осуществлять административное управ­ление и анализ деятельности вуза в режиме онлайн. Также АйТи оборудовала серверное помещение университета - осуществила монтаж группы серверов (Fujitsu Siemens и EMC) и создала систему хранения данных, которые будут использоваться информационными ре­сурсами вуза.

В соответствии с задачами вуза было решено внедрить несколько модулей системы АйТи-Университет:

  • «АйТи-Университет: Информационное обеспечение учебного процесса»
  • «АйТи-Университет: Библиотека с применением технологии радиочастотной идентифи­кации»
  • «АйТи-Университет: Учет оплаты услуг питания»

Важным направлением проекта стала разработка программного обеспечения для отоб­ражения информации на киосках на основе модуля «АйТи-Университет: Информационное обеспечение учебного процесса». Данный модуль обеспечил доступ к расписанию занятий, новостям и общей информации о вузе, а также личным данным студентов через информа­ционные киоски.

На базе веб-технологии был создан единый внутренний информационный ресурс, который специалисты АйТи интегрировали с подсистемой информационных киосков вуза. Это поз­волило объединить всю учебную и административную информацию университета. Всего на территории университета было установлено 8 киосков. Также в рамках проекта были проведены работы по интеграции решения с системой электронного деканата.

В целях защиты данных, к которым обращаются через портал и инфокиоск, была предус­мотрена система разграниченного доступа для пользователей. Так, доступ к личной инфор­мации предоставляется после авторизации в системе по карте студента или после введе­ния логина и пароля.

С самого начала проекта перед АйТи стояла задача комплексной модернизации универ­ситетской библиотеки. Автоматизация функций учета и хранения книг была осуществлена на основе технологии радиочастотной идентификации (RFID). В читальном зале и хранили­щах библиотеки были установлены специальные антенны, которые улавливают сигналы от RFID-меток, размещенных на обложках изданий. Использование такой технологии позво­ляет легко и быстро проводить инвентаризацию, в автоматическом режиме заполнять чи­тательские формуляры при выдаче книг. Несанкционированный вынос литературы из биб­лиотеки исключен благодаря использованию антикражных RFID-ворот. Кроме того, были установлены специальные терминалы, позволяющие осуществлять выдачу и прием книг в автоматическом режиме без участия сотрудников библиотеки.

Читальные залы и помещения библиотеки оснащены компьютерами, подключенными к Интернету. Благодаря этому теперь студенты, преподаватели и сотрудники университета получают доступ к электронным ресурсам как самой библиотеки МГСУ, так и к другим источ­никам информации, хранящимся в сети Интернет.

В июле 2008 года компания АйТи выиграла конкурс на второй этап создания комплексной информационно-образовательной инфраструктуры для МГСУ и приступила к дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры вуза. Специалисты АйТи продолжили строительство СКС, бла­годаря которой еще несколько корпусов и конференц-зал университета были подключены к единой информационной системе вуза.

На основе специализированного модуля «АйТи-Университет: Учет оплаты услуг питания» специалисты АйТи внедрили систему электронного учета услуг льготного питания в столо­вой МГСУ. Модуль предназначен для автоматизации управления предприятием питания на территории вуза и учета оказанных услуг. Он позволяет автоматизировать рабочие места сотрудников столовой, осуществлять статистические расчеты по продажам, вести список студентов, имеющих право на льготное питание, и учет предоставленных льготных услуг, формировать разнообразные отчеты и даже вести электронную книгу отзывов и предложе­ний. Ключом доступа в подсистему столовой является индивидуальный код, хранящийся на смарт-карте. Решение интегрировано с единой базой данных вуза, что дает возможность осуществлять двусторонний обмен данными между подсистемами вуза.

По итогам конкурсного отбора в апреле 2008 года исполнителем проекта по внедрению сис­темы электронного документооборота была признана компания АйТи. Поскольку вся инф­раструктура университета построена на архитектуре Microsoft, то и внедрение СЭД выпол­нялось на базе этой же платформы, а в качестве ПО была выбрана система DocsVision 4.0. Решение строилось на основе приложений DocsVision «Делопроизводство» и «Управление процессами». В ходе внедрения специалисты АйТи создали электронный архив документов, настроили систему делопроизводственных процедур и контроля исполнительской дисцип­лины (регистрация документов, формирование заданий и контроль исполнения, согласова­ние документов).

Первыми пользователями СЭД стали 36 сотрудников всех ключевых подразделений адми­нистрации МГСУ (управления делами, ректората, приемных проректоров, юридического от­дела и др.), а также делопроизводители структурных единиц вуза.

В ноябре 2008 года, после проведения обучения пользователей, система была сдана в опыт­ную эксплуатацию. Весной 2009 года планируется перевод СЭД МГСУ уже в промышленную эксплуатацию. Данное решение обладает не только необходимой функциональностью, но и возможностью масштабирования, поэтому в будущем планируется расширение системы до 200 пользовательских рабочих мест.

Использованное оборудование и ПО:

  • Комплексное решение для вузов АйТи-Университет
  • АйТи-СКС
  • Активное сетевое оборудование Cisco Systems
  • Серверы Fujitsu Siemens и EMC
  • Рабочие станции Kraftway
  • Мультимедийное оборудование для конференц-залов производства Sony, JVC, Projecta, SMART и др.
  • Система электронного документо­оборота и автоматизации процессов управления на базе DocsVision 4.0

Результат:

Реализованные компанией АйТи решения позволили МГСУ объ­единить информационные ресурсы вуза на основе современной структурированной кабельной сети и подсистемы «АйТи-Уни­верситет: Информационное обеспечение учебного процесса», оснащенной мощным серверным узлом, создать единое инфор­мационное пространство и предоставить легкий и защищенный доступ к информации.

Внедрение решения АйТи-Университет дало возможность вый­ти на новый качественный уровень предоставления услуг за счет создания инновационных сервисов для учащихся, препо­давателей и сотрудников вуза.

Несмотря на то, что СЭД еще не переведена в промышленную эксплуатацию и охватывает лишь небольшое число рабочих мест, процесс обработки и исполнения документов в МГСУ стал уже более прозрачным и быстрым, что сказывается на эффек­тивности взаимодействия сотрудников университета.

Создание совместной кафедры «Интеллектуальные системы автоматики и управления»

АйТи и МГСУ объединили свой значительный научный потенциал и практический опыт для подготовки студентов и повышения квалификации инженеров и научных кадров университета.

В начале 2008 года между МГСУ и компанией АйТи было подписано соглашение о создании новой специализированной кафедры «Интеллектуальные системы авто­матики и управления», входящей в состав инновационного Центра корпоративного строительного образования (ЦКСО) университета.

Основными задачами новой кафедры являются: подготовка специалистов по со­зданию и эксплуатации «интеллектуальных зданий», формирование научно и инже­нерно обоснованной технической, технологической и нормативно-правовой базы в области интеллектуальной автоматизации зданий, сооружений и комплексов всех уровней.

В МГСУ была создана лаборатория, где представлены решения в области автома­тизированных систем управления зданиями и системами диспетчеризации. Лабо­ратория ориентирована на сегмент офисных и промышленных зданий, оснащена реально работающими стендами производителей (Siemens, Carel, Jonsons Control и ряд других), интегрированными в единый сегмент на базе стандартных протоко­лов сетей зданий BACnet, EIB/KNX, Ethernet. Важной частью лаборатории являет­ся подсистема «Энергосбережение», элементы которой установлены на реальных объектах вуза и решают задачу изучения современных подходов к проблемам эф­фективного управления потреблением энергетических ресурсов здания, удаленно­го мониторинга статуса оборудования. В ближайшем будущем также планируется смонтировать в лаборатории систему мониторинга строительных конструкций.

Также при участии АйТи в МГСУ была разработана учебная система диспетчерс­кого управления и сбора данных с инженерных систем (вентиляция, кондициони­рование и др.) нового учебно-лабораторного корпуса (УЛК) на базе промышленной SCADA-системы Genesis 32 производства компании Iconics.

В рамках этой работы организован информационный стык с технологической се­тью контроллеров УЛК, что позволяет дистанционно в реальном масштабе време­ни осуществлять мониторинг инженерных систем здания в рамках учебного про­цесса, изучать принципы работы применяемых решений.

При финансовой и ресурсной поддержке АйТи в МГСУ стартовал процесс обучения по курсу дополнительного образования по программе «Интеллектуальные систе­мы автоматики и диспетчеризации инженерных систем современных зданий».