Кто есть кто в ИТ-сфере?


Лет 10-12 назад, обучаясь в техническом ВУЗе по специальности «инженер-программист», мы видели только одно поле применения своих знаний после окончания института, а именно: работать непосредственно программистом, т.е. 40 часов в неделю заниматься кодированием программ. Сегодня же возможностей и путей развития карьеры в сфере информационных технологий существенно больше. Итак, какие профессии предлагает современный рынок труда?

Прежде всего, условно разделим ИТ-рынок на два направления: софтверное и инфраструктурное. К софтверному отнесем все профессии, связанные с разработкой, внедрением и сопровождением прикладного ПО, в том числе и бизнес-приложений. К инфраструктурному – те, которые связаны с созданием и поддержкой ИТ-инфраструктуры предприятия (сети, ЦОДы, системы связи и пр.).

Инфраструктурное направление

Как правило, системный администратор требуется в небольших или средних компаниях. Он буквально ответственен за все, что касается ИТ: работа сети в целом, ее безопасность, работоспособность ПК, поддержка пользователей, обновление ОС и ПО, установка и конфигурирование аппаратного и программного обеспечения и т.д. В крупных компаниях эти функции осуществляет команда специалистов, каждый из которых обладает определенной специализацией: сетевой инженер, системный инженер, специалист по техподдержке, администратор БД, инженер по информационной безопасности и др.

Специалист по технической поддержке занимается поддержкой работоспособности того или иного ПО и оборудования. Техническая поддержка может быть трех уровней. Как правило, первая линия техподдержки отвечает на все запросы пользователей: не работает мышь, картридж в принтере закончился, нужно создать новое рабочее место, установить какое-то стандартное ПО и пр. Если запрос более серьезный или первая линия не может решить проблему, то подключаются специалисты второго уровня. В крайних случаях подключается третья линия техподдержки, ее оказывают специалисты производителя продукта или оборудования.

Зачастую позиция специалиста по технической поддержке является первой ступенькой в карьерной лестнице.

Сетевой инженер занимается построением и сопровождением сетей. Обладает глубокими знаниями в области сетевых протоколов, маршрутизации, активного сетевого оборудования и др. Такие специалисты есть как в ИТ-отделах крупных компаний, так и в системных интеграторах.

Системный инженер – специалист в области построения корпоративной информационной инфраструктуры на уровне приложений. Хорошо знает системное ПО (операционные системы, службы каталогов, почтовые серверы и др.).

Должность пресейл-инженера/пресейл-менеджера чаще всего встречается в системных интеграторах. Этот специалист находится на стыке двух областей: продажи и техническая экспертиза. По запросу заказчика он разрабатывает концепцию решения (построения сети, ЦОД, системы связи на предприятии, видеоконференц-зала и др.), подбирает под него оборудование, пишет спецификации и формирует технико-коммерческое предложение. Он, участвуя в переговорах с заказчиком, защищает техническую сторону своего решения.

Главный инженер проекта руководит пресейл-инженерами на этапе создания решения, корректирует и оптимизирует решение по ходу проектирования, следит за выполнением норм проектирования, а также за качеством выполнения проектных решений.

Проектировщик на базе концепции решения, созданной ГИПом, разрабатывает проектную документацию, которая включает в себя пояснительные записки, спецификации оборудования, схемы расположения оборудования и др. Инженер-проектировщик хорошо владеет Visio или AutoCad, знает ГОСТы по своей тематике, а также обладает знаниями самой предметной области (например, принципы построения сетей или ЦОДов).

Полевой инженер – специалист в области установки и пуско-наладки активного оборудования (маршрутизаторы, коммуникаторы, трансиверы и др.).

Софтверное направление

Создание любой информационной системы проходит несколько этапов: анализ, проектирование, реализация, внедрение и сопровождение. На каждом из этих этапов на первые роли выходят те или иные специалисты.

Бизнес-аналитик – специалист в области моделирования, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов предприятия. Как правило, такие специалисты востребованы в компаниях, которые оказывают консалтинг в области управленческого учета и организационного развития. Часто функционал бизнес-аналитика и системного аналитика пересекаются, но есть одно важное отличие между двумя профессиями: задача бизнес-аналитика – помочь бизнесу достичь бизнес-целей в соответствии со стратегическими целями компании, а задача системного аналитика – обеспечить развитие информационных систем в соответствии со стратегией развития ИТ.

Системный аналитик анализирует бизнес-процессы с точки зрения построения информационной системы, выделяет процессы, подлежащие автоматизации, собирает, анализирует и документирует требования к системе, разрабатывает техническое задание, ставит задачи на разработку и тестирование.

Системный архитектор разрабатывает архитектуру создаваемой системы, а именно: концепцию, модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов информационной системы.

Разработчик на базе технического задания разрабатывает программное обеспечение. Разработка может вестись полностью с «0», под конкретного заказчика (т.н. заказная разработка). В таком случае это уникальный продукт, которого больше ни у кого не будет. Второй вариант – это доработки уже разработанного программного продукта под нужды заказчика. Таким образом, софт с одним и тем же названием и ядром может встречаться в разных компаниях, но при этом он будет несущественно или даже существенно отличаться, в зависимости от специфики бизнес-процессов (например, 1С). И, наконец, еще один вариант: компания разрабатывает коробочный продукт, который не дорабатывается под особенности клиента, а отдел разработки занимается улучшением и развитием самого ПО, выпуская все новые и новые версии (например, всем нам известный MS Office).

Специалист по внедрению устанавливает и настраивает программный продукт у заказчика, а также занимается обучением пользователей и администраторов. При этом внедренец может разворачивать не только свой продукт, но и устанавливать ОС или СУБД, без которых бизнес-приложение просто не будет работать.

Специалист по сопровождению следит за корректной работой программного продукта (иногда нескольких), в том числе отвечает за его обновление, а также оказывает техническую поддержку пользователям.

Технический писатель разрабатывает техническую документацию. Это документация, описывающая как сам программный продукт в целом, так и правила его администрирования и использования.

Тестировщик тестирует программный продукт, созданный разработчиком, на предмет ошибок. Иногда специалистов по тестированию называют инженерами по качеству, т.к. они ответственны за выход в свет качественного программного продукта.

Иногда роли аналитика, специалиста по внедрению и сопровождению, а также тестировщика и технического писателя бывают совмещены в работе одного человека, как правило, его называют консультант. Особенно характерно это для внедрения крупных, многомодульных систем (любые западные ERP-системы). В таких случаях консультант специализируется на одном или нескольких смежных модулях, выполняя полный цикл работ на проекте, кроме разве что управления проектом в целом и программирования.

И практически в любом более-менее крупном проекте есть роль Менеджера проекта.

Менеджер проекта ответственен за то, чтобы проект был выполнен в срок, уложился в бюджет и заказчик остался доволен результатом. Еще до старта проекта он планирует ресурсы, сроки, а также оценивает бюджет проекта и возможные риски. На этапе исполнения проекта ставит задачи членам команды, контролирует их выполнение, отслеживает расход бюджета, решает с Заказчиком все организационные вопросы.

Как видите, вариантов и возможностей для применения своих знаний довольно много. Так что, дерзайте!

Ратова Елена, руководитель группы подбора персонала, компания АйТи

Давлетшина Мария, менеджер по персоналу, компания АйТи